Ашукинская библиотека – это уже давно не просто место, куда приходят за книгами. Сюда идут за знаниями из различных областей, таких как религия, изобразительное искусство, история, а этим летом здесь стали проходить концерты классической музыки, и даже не просто концерты, а с уклоном в образование.

Библиотека стала точкой притяжения интеллигентных людей. Здесь всегда есть, что предложить на самый разнообразный вкус.  Так среди посетителей оказалась и выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных Марьяна Котляревская, в Ашукино она приезжает летом на дачу и часто бывает в библиотеке.

Однажды в библиотеку пришла семья с синтезатором, и ребенок начал играть, как мог. Мальчик с трудом ходил по клавишам, и это все так было неумело, что я решила немного исправить впечатление от вечера у людей, которые пришли на этот концерт. Я села за пианино и сразу люди оживились.  Так в библиотеке меня заметила Татьяна Николаевна (заведующая библиотекой, — прим.ред.) и предложила сотрудничество. Раньше здесь не было настоящего инструмента, предыдущая заведующая привезла пианино, я на нем что-то пыталась играть, но это был достаточно посредственный инструмент, — рассказывает Котляревская. — Одно время сюда приезжала профессиональная певица, она тоже Гнесинку закончила, мы с ней дали два концерта, она пела, я аккомпанировала. И после концерта одна из посетительниц спросила, Марьяна Павловна, как вы считаете это хороший инструмент, я сказала нет. Она предложила свой – пианино стояло у нее в московской квартире и на нем никто не играл. 

И благодаря тому, что в библиотеку привезли новое пианино, появилась возможность серьезно говорить о музыке.

IMG_0750

Фортепиано с самого детства

После войны были тяжелые годы, их семье дали комнату в квартире, рядом жила еврейская семья, и соседка Маргарита Анисимовна Синица, которая закончила Варшавскую консерваторию, стала музыкальной крестной.

— Во время войны они потеряли сына и видно то, что я была маленькая, она меня очень привечала, у нее дома было пианино «Красный Октябрь». И она сказала моей бабушке, что меня надо учить музыке, бабушка была готова, но не было места в комнате для рояля и Маргарита Анисимовна сказала, нет проблем, у меня есть пианино и пусть Марьяна занимается пока вы не купите пианино. Она мне очень помогла освоить азы, и так обучение музыкальной грамоте для меня прошло безболезненно, я не помню, чтобы упиралась сильно.  Я до сих пор храню ноты, которые она дарила мне на дни рождения, с дарственными надписями, это для меня большая память, — делится Марьяна Павловна.

В Гнесинку Марьяна Котляревская поступила после окончания районной музыкальной школы, и там проучилась четыре года, до окончания 11-го класса.

—  А затем перешла с первого этажа на третий. Это в красивом здании на Поварской улице, на первом этаже Гнессинская десятилетка, на втором — Гнессинское училище, а на третьем и четвертом институт, вот я перешла на третий этаж в институт, минуя второй.

Марьяна Павловна педагог в четвертом поколении, ее прадед до революции работал в гимназии, бабушка и ее сестра были педагогами, мама училась в педагогическом. И поэтому она совершенно сознательно выбрала педагогическую работу, которой посвятила сорок лет.  В начале Марьяна Котляревская преподавала в музыкальной школе в Кунцево, которую и закончила. После работала в ДШИ №3.

В своей родной школе она была зачинателем педагогических концертов, это было нужно для того, чтобы педагоги могли поддерживать определенный уровень – нельзя научить тому, чего не умеешь.
— А потом эта потребность уже была выработана в нас, выступать на концертах хотелось. В институте участвовали в факультетских концертах. В ДШИ были замечательные залы и хорошие рояли стояли, наша директриса связалась со Святославом Рихтером, и он давал концерты у нас в школе. Мне выпала большая честь — я вела концерты Рихтера. Я знала, что он любит, а что нет, после первого отделения нельзя было дарить цветы, только после второго и только белые.

IMG_0753

Музыка в Ашукино

Это не просто музыкальные концерты, Марьяна Павловна стала давать просветительские материалы и объяснять из каких кирпичиков состоит музыка. Как слушать классическую музыку, чтобы ее понять. Ни что из искусств так не передает эмоции как музыка, слово оно конкретное, а музыка нет. И на это людей нужно настроить и объяснить, что искать в серьезной музыке.

— Она в себе несет очень серьезное содержание, как и литература, это просто другая, абстрактная форма. Музыка ни что иное как эмоции человека, и я стала рассказывать, как музыка передает эти эмоции. Сначала мне казалось, что это примитивно, но, наверное, это были снобистское мнение профессионала. Мне было приятно, что я нашла правильную линию, и людям было не скучно.

Первый концерт в библиотеке был посвящен Григу, второй — Рахманинову, а третий Шопену.

— С точки зрения восприятия, с Грига я правильно начала, это случайно получилось, я потом это осмыслила. Григ более легок для восприятия, играла я пьесы не трудные даже с точки зрения педагогической. Я никогда не пользуюсь теоретическим материалом музыковедов, я использую свой опыт, свое музыкальное мировоззрение — оно у меня уже сложилось, и я его не буду менять.

Основа музыкальных вечеров Котляревской — музыковедческие материалы, адаптированные под обычную публику, которой от концерта к концерту было все больше. Пришедшие ранее звали с собой своих друзей и соседей.

В этой библиотеке особая аура и публика, тут собран костяк любителей искусства в целом, тут собрана ашукинская интеллигенция и я так естественно влилась.

—  Я стараюсь рассказать об эпохе в которой творил человек – это часть теории, второе — это непосредственно игра, а третье использование современных средств – фильмы, которые дополняют рассказ. Меня удивило то, что на последний концерт пришли дети, я этого не ожидала и даже не хотела, все-таки не на них рассчитан концерт, я понимала, что они устанут. Я с детьми договорилась, что вести себя нужно правильно, нельзя выходить во время игры, если я начала играть, то должны дослушать до конца, а потом выйти, никому не мешая. И вы знаете, они все это делали.  

 

IMG_0745

Классическая музыка – не для каждого, это не массовая культура, чтобы ее понимать нужен определённый уровень образования и самоорганизации. Симбиоз знаний и таланта Марьяны Котляревской и Ашукинской библиотеки — это интересный опыт, от которого много пользы и самой пианистке — возможность делиться знаниями, репетировать и собирать публику, и жителям — бесплатно посещать концерты классической музыки, отдыхать и общаться, не выезжая из поселения, а библиотеке —  разнообразить количество мероприятий и привлекать больше людей.  Этой осенью сезон музыкальных вечеров завершился, Марьяна Павловна уехала в Москву, на следующий год, возможно мероприятия продолжатся.

 

1 КОММЕНТАРИЙ

Comments are closed.